Украина хочет стать американским газовым хабом Европы.
Украинские власти продолжают мечтать о том, чтобы «слезть с газовой иглы» «Газпрома». Что особенно актуально сейчас, когда российская компания ввела режим предоплаты и прекратила поставлять газ на Украину. Так как вариант просто заплатить за использованный газ Киевом не рассматривается принципиально (да и при всем желании платить особо нечем), возникают самые разные проекты альтернативного получения энергии. Правда, все чаще эти проекты напоминают незабвенные «Нью-Васюки» Ильфа и Петрова. Так, зампред НАК «Нафтогаз Украины» Александр Тодийчук заявил, что Украина может стать газовым хабом для компаний из Германии и США, которые планируют поставлять сланцевый газ на рынок Восточной Европы.
По словам г-на Тодийчука, Украина обладает развитой сетью подземных газохранилищ (ПГХ), которые не требуют больших инвестиций, что позволит сделать привлекательной стоимость хранения газа. Кроме того, система учета будет настроена таким образом, чтобы закачка и подъем газа могли осуществляться одновременно.
Идея превращения Украины в газовый хаб поднимается не впервые, и теоретически это интересный бизнес-проект. Ведь модное слово хаб – это не просто подземные хранилища, в которые закачивают голубое топливо, но и биржа, на которой совершаются сделки купли-продажи, транспортировки и хранения газа. Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский считает, что проект «Нафтогаза» был бы перспективным, если бы не одно маленькое «но». Чтобы превратить страну в газовый хаб, газ нужно откуда-то получать, но, к величайшему огорчению Киева, Украина может получать его только из одного источника, который сводит на нет все рассуждения о газовой независимости.
«Если в этом проекте не будет участвовать российский «Газпром», он совершенно бесперспективен, - утверждает Валентин Землянский. - Кроме российского сырья другого ресурса для Украины нет, с запада на восток гонять газ никто не будет. Поэтому в будущем можно говорить о таком бизнес-проекте, он интересен и выгоден, но все зависит исключительно от «Газпрома». По сути, мы говорим о том же двух- или трехстороннем газовом консорциуме, идея создания которого обсуждается уже несколько лет.
— Но ведь украинские власти мечтают о хабах и терминалах сжиженного газа именно для того, чтобы избавиться от зависимости от «Газпрома». Особо оптимистичные чиновники даже любят порассуждать о том, как Украина будет снабжать американским или ближневосточным газом всю Европу, а российская компания останется не у дел…
- Даже если оставить в стороне политику и говорить только об экономике, в ближайшие годы такое развитие событий просто невозможно. Потому что это сложно технически и не выгодно экономически. Американского газа на европейском рынке не предвидится вообще. Дело в том, что добыча сланцевого газа сейчас покрывает потребление США, а избытков остается очень мало. Те объемы, что возможно пойдут в ближайшие несколько лет, уже законтрактованы. Тем более, что для США более привлекательным является азиатско-тихоокеанский рынок, где газ можно продавать по 500 долларов за тысячу кубов против 350 в Европе. Никакого экономического интереса у США в этом проекте нет. Да, реализовать его можно, но вряд ли Штаты только ради политики забудут об экономике и станут продавать газ себе в убыток.
— А как обстоят дела с другими потенциальными поставщиками газа в «украинский хаб»? Можно вспомнить о планах постройки терминала сжиженного газа под Одессой, которые так ни к чему и не привели.
- И здесь ответ тот же – рассчитывать на сжиженный газ нереалистично с технической и ценовой точек зрения. Азербайджан четко дал понять, что в ближайшие 10 лет ресурса для Украины не будет. Поставлять газ из Алжира или Катара не выгодно, так как гонять его придется маленькими объемами – большие танкеры Турция не пропустит через Босфор, и в итоге этот газ получится золотой. Например, сейчас говорят о планах построить терминал на хорватском острове Крк, чтобы гнать газ через Италию, но это тоже абсолютно убыточный проект.
Теоретически можно загонять что-то из Европы, но это не те объемы, о которых стоит говорить, чтобы проект стал прибыльным. К примеру, болгарский хаб, который используют Германия и Австрия, способен принять объем 300 млн. кубометров в месяц, объемы украинских хранилищ позволяют говорить о цифре в три раза большей.
— Насколько просто реализовать такой проект технически, ведь даже замглавы «Нафтогаза» признал, что одних ПГХ недостаточно, необходимо еще достраивать соединительные газопроводы, интерконнекторы, для работы хаба. В частности, чтобы связать терминал по приему сжиженного газа в польской Свиноуйсьце с Украиной.
- Само по себе это не проблема, вложения в постройку интерконнекторов не такие большие, к тому же, речь не идет о тысячах километров. Дело в другом - находится ли вообще Украина в европейских газовых раскладах? Сейчас много говорят о европейских газовых коридорах, но не учитывают, что Украина не всегда в планах ЕС. Хотя в принципе, это было бы интересно Европе, это расширение рынка и возможностей. Но мы снова упираемся в вопрос о том, откуда брать ресурс для украинского хаба. И на него всего один ответ – у России. В ближайшие годы изменений на газовом рынке я не вижу. Нужно понимать, что в Европе торгуется и норвежский газ, и алжирский, и катарский, но у Украины таких вариантов нет, есть только один выход – договариваться с «Газпромом», иначе все эти проекты либо не будут реализованы, либо станут совершенно убыточными.
О бесперспективности поставок сланцевого газа из США в Европу, на которые так надеются в «Нафтогазе», говорит и эксперт в нефтегазовых вопросах Леонид Гусак. «Это не более, чем очередное надувание щек, - считает он. - В данный момент у Штатов есть всего один экспортный терминал. Даже если они начнут строительство еще нескольких терминалов, на это уйдет 3-4 года. При этом те объемы, которые они реально планируют поставлять, уже расписаны на Южную Корею, Японию и еще несколько стран. Так что если американский сланцевый газ и придет на Украину, то не раньше, чем через 10-15 лет, или не придет вообще. Второе – для того, чтобы принимать сжиженный газ, нам тоже необходим терминал, а вы помните, чем закончилась история с его строительством под Одессой – показным подписанием контракта с лыжным инструктором.
Откуда еще брать сжиженный газ, из Катара? Но зачем Катар будет сжижать, а потом разжижать газ и закачивать его в украинские хранилища? Это совершенно не выгодно. К тому же, у Литвы уже есть контракт с Катаром, никто об этом не кричит, не угрожает, но через Клайпедский терминал они будут получать полтора миллиарда кубов сжиженного катарского газа. У нас же этот вопрос поднимали в 2003-2004, но потом пришли «оранжевые», и об этом забыли. Ну а что было при Януковиче, я уже сказал.
— Возможно, Украина могла бы стать хабом для газа европейского, раз уж с американским ничего не получается?
- У Европы действительно есть желание использовать наши западные хранилища газа. Объем этих ПГХ – порядка 30 млрд. кубометров, тогда как если посчитать хранилища по всей Европе, наберется не больше 15 млрд. Но нужно привлечь западные компании для того, чтобы они хранили там свой газ для зимнего периода, а потом его выкупали. Европейцы очень практичны, и так как за последние годы было немало случаев несанкционированного отбора газа, попросту воровства, которые украинская сторона признавала, они не спешат заключать подобные контракты с ненадежным партнером.
Кроме того, в этих хранилищах Европа все равно держала бы российский газ, то есть мы возвращаемся к идее газотранспортного консорциума с Россией и Европой. Но вот в чем дело – эта идея была интересна России до 2005-2006 года, то есть до начала строительства Северного и Южного потоков. Ведь когда Миллер сегодня говорит о том, что «Газпром» не заинтересован в украинской газотранспортной системе, он не лукавит, это действительно так. Северный поток почти готов, и строительство Южного, несмотря на все угрозы санкций и требования украинской власти заморозить проект, продолжаются. На прошлой неделе был подписан контракт с Австрией, а вчера и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что они трубопровод строили и строить будут. Украине нужно было задуматься о хабе 10 лет назад, когда это кого-то интересовало.
— Тем не менее, украинское руководство продолжает заявлять, что прекрасно обойдется без российского газа и вот-вот станет независимым от «Газпрома»…
- Что ж, теоретически идея Яценюка привлечь европейские компании для модернизации ГТС, великолепная. Да и планы по превращению Украины в газовый хаб Европы тоже жизнеспособны. Но на все это можно сказать одно: «Покажите контракты». Есть у вас контракты на поставки сжиженного газа? Заключила ли с вами хотя бы одна маленькая европейская компания контракт на хранение газа в ваших ПГХ? Это та же история, что и с реверсом газа – власти говорят о 30 млрд. куб. м. в год. Да, технически это возможно, но кто будет их поставлять? Максимум, на что можно рассчитывать, это 2-3 млрд., вот около двух миллиардов и составили реверсные поставки в прошлом году. Тем более, что реверс возможен только летом, когда есть избыток газа, зимой же лишнего газа нет.
И еще один момент. Я не могу утверждать это наверняка, но после общения с некоторыми коллегами у меня появилась версия, что реверс газа вообще происходит только на бумаге. То есть, Украина просто берет часть газа, который прокачивается из России через ее территорию, а затем все оформляется как реверс из Европы. Пока что «Газпром» закрывает на это глаза, но если наступить им на мозоль, они могут внимательнее приглядеться к реверсу.
— Можно ли говорить, что если Украина не договорится с «Газпромом», ее газотранспортная система со всеми хранилищами может стать не нужна?
- Не то, чтобы совсем не нужна. Смотрите, есть Северный поток, есть Южный, есть линия Ямал-Западная Европа через белорусскую территорию. А есть остатки, которые Россия будет поставлять через территорию Украины. Думаю, это порядка 50-60 млрд. кубов в год, для сравнения, в прошлом году было 85, а до 2004 (когда Ющенко расторг газовые контракты 2001 года) доходило и до 116-120 млрд. кубов. В будущем Россия может прокачивать еще меньшие объемы через территорию Украины, но у «Газпрома» есть долгосрочный контракт со Словакией до 2025 года, по которому гарантирована прокачка 50 млрд. кубов газа через словацкую систему. Вот этот объем и будет проходить через Украину, а все остальное – через другие направления.
|